Инклюзивное образование и воспитание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬ

403951 Волгоградская область, г.Новоаннинский, ул. Ленина, 106

Тел: 8(84447) 3-28-55, 3-62-03

detskijsad.solnishko1@yandex.ru

                   

Инклюзивное образование и воспитание

 

1.Что такое инклюзивное образование?

«Равные среди равных»

(Образовательный проект)

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

1.Рост инвалидизации населения в целом и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду, по оценкам специалистов, менее половины.

2.Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.

3.Инклюзия — это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии — не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

4.Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

-взаимное уважение;

-толерантность;

— осознание себя частью общества;

-предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

-взаимопомощь;

-возможность учиться друг у друга;

-возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

5.Конституционное право родителей в выборе модели образования для своего ребенка.

2.Нормативно-правовая база инклюзивного образования в России.

Включает в себя следующие документы:

-международные (подписанные СССР или Россией);

-федеральные (Конституция, законы, кодексы- семейный, гражданский и др.);

-правительственные (постановления, распоряжения);

-ведомственные (Министерства образования СССР и РФ);

-региональные.

Международные документы:

-Всеобщая Декларация прав человека от 1948 года;

-Декларация прав ребенка( провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);

-Декларация о правах умственно-отсталых лиц( от 20 декабря 1970 г.);

-Декларация о правах инвалидов (09 декабря 1975г.), которая признала все гражданские и политические права инвалидов;

-Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).Это основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов;

-Саламанкская декларация  «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями»;

-Конвенция о правах инвалидов.

Федеральные документы:

-Конституция РФ, ст.43;

-Федеральный Закон «Об образовании»;

-Федеральный закон «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1995 г.;

-Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г № 124 –ФЗ;

-Национальная образовательная инициатива «Наша  новая школа»(утвержденная президентом РФ   Медведевым Д.А. 04.02.2010 г., ПР-271).

Документы правительства РФ:

-Постановление Правительства РФ  №288 от 12.03.1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Распоряжением  Правительства РФ от 07.02.2011 г.  № 163-р  утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.;

-Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 -2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г.  № 175;

-Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ»;

— «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»( приказ Минобрнауки  РФ от 23.11.2009 г. №655);

— «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»( письмо Минобрнауки от 21.10.2010 г. №03-248) ;

— «Рекомендации по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных  учреждениях»( письмо Министерства образования  РФ   от  31.07.2002 г.

№ 271/23-16).

Ведомственные документы:

-Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья(письмо Минобрнауки от 16.04.2001г. №29/1524-6);

-«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами»(Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06).В данном письме рассматриваются  вопросы инклюзивного образования.

-«Об интегрированном воспитании и обучении  детей  отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»(Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. №03-51-5ин/23-03).

Всемирная конференция

по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество

(Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.)

Подготовила   « Декларацию  о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», где есть пункты:

-каждый ребенок имеет основное право на образование  и должен иметь возможности получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

-лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

-обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность, и ,в конечном счете, рентабельность системы  образования. 

«Конвенция о правах инвалидов»

Статья 24.Образование

Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни

При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды  — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;».

Государственная программа «Доступная среда»

На 2011-2015 гг.

 «глава 9.  Создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов

Требования наличия:

-специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов,

-коррекционных методов,

-технических средств,

-специально подготовленных педагогов,

-медицинское обслуживание,

-социальные и иные условия»

Федеральный закон «Об образовании»

«Статья  2

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Статья 3

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

«Профессиональный стандарт педагога»

   Считает  обязательным   овладение  новыми компетенциями в связи с тем, что необходимо работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии в условиях программы инклюзивного образования.

 Приказ Комитета образования и науки Волгоградской области и Порядок взаимодействия по реализации ИПРА ребенка инвалида

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерства России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

 Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждения МЭС и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ

 Постановление №26 от 10.07.2015 г Об утверждении СанПин 2.4.2.3.286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированнымосновным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 Приказ о назначении  ответственного лица за организацию работы по разработке и исполнению комплекса мероприятий, (плана) в целях повышения значений показателей доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп 

  План развития МКДОУ Новоаннинского д/с №1 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по поэтапному приведению до 2020 года действующих объектов и порядков предоставления на них услуг в соответствии с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов

 ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Дата последнего обновления страницы 03.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения