Уважаемые родители!!!
В своем большинстве дети-дошкольники сталкива
ются с проблемами произношения одного или нескольких звуков. Как правило, эти проблемы носят временный, непостоянный характер и несложно устраняются. Основной причиной является то, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще недостаточно натренированы. Движения речевых органов ребенка также не четки и не согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими. Очень часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно
Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребёнка, и им даже может нравиться «детская» речь ребёнка, а некоторые родители поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.
Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьёзно заняться исправлением звукопроизношения.
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления |
1-2 |
2-3 |
3-5 |
5-6 |
звуков (возраст) |
года |
года |
лет |
лет |
|
|
и ы у |
|
|
Звуки |
а о э |
ф в |
с з ц |
Р |
|
п б м |
т д н |
ш ж |
|
|
|
Г К X И |
ч щ |
л |
Из таблицы видно, что к 5 — 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Содействие и помощь родителей, несомненно, облегчит работу логопеда — постановку звуков, коррекцию произношения. Вам следует ненавязчиво поправлять ребенка, повторяя «правильный вариант». Вместе разучивайте «нужные» стишки, репетируйте «рожицы». Кстати, для занятий совсем не обязательно иметь в распоряжении целую учебную аудиторию: возможно, с соседнего сиденья в автобусе вы услышите как раз новое четверостишие или слово, начинающееся с коварной мягкой согласной. И помните: не боги горшки обжигают!
Постоянные тренировки и упражнения помогут скорее освоить сложно произносимые звуки, а также будут способствовать развитию памяти, остроты и должного внимания.
Консультации для родителей:
Артикуляционная гимнастика
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой